Все чаще члены наших СРО, приняв решение поучаствовать в конкурсах на оказание услуг по строительному контролю, сталкиваются с законодательной «особенностью», которая в ряде случаев лишает организацию возможности оказать их. Особенность эта заключается в определении уровня ответственности членов СРО при реализации договоров на выполнение функций технического заказчика на этапе строительно-монтажных работ и строительного контроля.
По мнению Минстроя России, отраженному в письме № 5265-ТБ/02 от 12.02.2021 г., «строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только организацией — членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства», за исключением отдельных случаев. Кроме того, Градостроительным кодексом России не выработаны и не установлены особые требования к осуществляющим эти функции членам СРО. Соответственно, к ним предъявляются общие требования, установленные законодательством и внутренними документами СРО.
Таким образом, если организация заключит договор строительного контроля с заказчиком, то уровень ответственности для нее будет определяться исходя из размера обязательств по ранее заключенному договору строительного подряда, в рамках которого и будет выполняться строительный контроль.
На деле получается следующее. Например, организация – член СРО планирует заключить конкурентным способом договор на осуществление строительного контроля на сумму 500 тыс. рублей. В соответствии со стоимостью заключаемого ею договора на выполнение стройконтроля, компании требуется первый уровень ответственности как по компенсационному фонду возмещения вреда (КФ ВВ), так и компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). Но при этом контроль должен осуществляться в рамках ранее заключенного заказчиком договора строительного подряда на сумму, например, 100 млн рублей.
Исходя из разъяснений, данных Минстроем России, имеющийся первый уровень по обоим КФ СРО у компании, осуществляющей строительный контроль, является недостаточным, и ей нужно повысить свой уровень ответственности по КФ до второго, произведя доплаты в:
— КФ ВВ – 400 тыс. рублей;
— КФ ОДО – 2,3 млн рублей.
Возникает вопрос, где же организация, планирующая осуществлять строительный контроль, должна взять 2,7 млн рублей на внесение доплат в компенсационные фонды, если в рамках будущего договора она заработает всего лишь 500 тыс. рублей?
К сожалению, на сегодняшний день законотворцев мало волнует этот вопрос, ведь при обращении членов СРО в ФАС России по результатам конкурсных процедур, содержащих пункт об уровне ответственности организации, антимонопольная служба лишь ссылается на разъяснения Минстроя России, которые мы привели выше.
На наш взгляд, было бы логично скорректировать норму Градостроительного кодекса РФ, определив размер взносов в компенсационные фонды СРО для компаний в соответствии со стоимостью договора на выполнение функций строительного контроля, а не договора строительного подряда, в рамках которого он должен осуществляться.
Ведь в противном случае, выполнение действующих требований становится невозможным в ряде случаев, что в итоге приводит к ограничению конкуренции и ущемлению прав организаций, которым становится фактически «не по карману» реализация таких договоров.
Александра Белоус,
президент ассоциации СРО «Синергия»