В минувшую пятницу, 14 августа, Ассоциация «Национальное объединение строителей» провела семинар в формате видеоконференции, посвящённый процедуре выдачи займов за счёт средств компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, предусмотренной постановлением Правительства РФ № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам» от 27 июня 2020 года.
В ходе семинара представители НОСТРОЙ были временами поразительно откровенны. Так, по словам исполнительного директора Виктора Прядеина, 8 из 44-х московских СРО уже провели внеочередные общие собрания, посвящённые выдаче займов членам за счёт КФ ОДО. При этом, господин Прядеин с видимой неприязнью отозвался о тех саморегулируемых организациях, которые решением общих собраний отказались от идеи «распечатать» фонды, и горячо приветствовал «первых ласточек». То есть 4 из 222-х российских строительных СРО, которые уже приступили к кредитованию своих членов за счёт компфондов.
К сожалению, на семинаре так и не прозвучал ответ на самый острый вопрос, волнующий большинство СРО: что будет делать Ростехнадзор, если деньги, одолженные из компенсационных фондов, туда не вернутся?
Кроме того, у представителей СРО, проголосовавших против выдачи займов, очевидным образом не вызвали одобрения завуалированные «упреки» НОСТРОЙ. Ведь саморегуляторы приняли решение не выдавать займы по воле своих компаний-членов и решению их общих собраний. Это было их законное право. Более того, согласно данным Росстата, строительная отрасль меньше других секторов российской экономики пострадала от кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Здесь закономерно возникает вопрос, кому на самом деле нужны деньги компфондов? Строителям или всё-таки функционерам НОСТРОЙ?
Важно отметить, что руководство НОСТРОЙ само ранее признало несовершенство постановления № 938 и заявило о намерении его оптимизировать, в том числе путём урегулирования разногласий с Ростехнадзором.
«Почему нельзя было сначала всё подготовить, выслушать сообщество, урегулировать все правовые коллизии, а уже потом смело выдавать займы? А то гладко было на бумаге, а на практике получились одни «спотыкашки», – отметил известный в отрасли эксперт.
Действительно, значительная по времени часть семинара была отведена разбору методов обхода «спотыкашек» (кстати, термин самого Прядеина) – то есть несоответствий между требованиями Минстроя и Ростехнадзора и методическими рекомендациями НОСТРОЙ «О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам».
Директор правового департамента НОСТРОЙ Виктория Панарина «разъясняла», а, вернее, мягко агитировала СРО, ещё не решившие, выдавать ли им займы за счёт КФ ОДО, как организовать выдачу займов, обойдя ограничения 191-ФЗ и Минстроя и не вызвав нареканий Ростехнадзора.
«Всё это, конечно, здорово. Вот только есть опасения, что все, кто «обойдёт» с помощью юристов НОСТРОЙ эти «спотыкашки», потом при проверке Ростехнадзора рискует споткнуться о лишение статуса», – предостерегла одна из участниц семинара. С этим мнением согласились и некоторые другие представители СРО, принимавшие участие в видеоконференции Нацобъединения. По словам одного из участников, их также смутило предложение Виктора Прядеина: «Вы если не знаете, выдавать займ или не выдавать, мне позвоните или Виктории. Обсудим».
Многие СРО реально опасаются, что «мягкая сила» НОСТРОЙ в вопросе выдачи займов может оказаться «жёсткой». Особенно учитывая то обстоятельство, что Национальное объединение уже обратилось от имени своего президента Антона Глушкова к полпредам и губернаторам с просьбой о помощи в организации региональных совещаний по разъяснению положений постановления Правительства № 938. Эти «разъяснения» некоторые СРО восприняли как попытку давления на них властей с целью принудить принять предложение НОСТРОЙ, «от которого нельзя отказаться».